header logo ru2

Как действует иммунная система?

 
 
immunsystemГоворя об «иммунной системе», мы имеем ввиду удивительно сложную совокупность органов, клеток и молекул, которые защищают нас от инфекций и болезней.

Когда иммунная система функционирует должным образом, она распознает аномальные клетки и вредителей (инфекционные организмы, которые могут вызвать заболевание), и разрушает их. Вредители включают в себя все микроорганизмы, которые могут вызвать инфекцию, например, бактерии, вирусы или паразитов. Иммунная система человека также эволюционировала с тем, чтобы распознавать и уничтожать раковые клетки.

В этом разделе вы узнаете, как действует иммунная система, как она борется с раком, и что вы можете сделать для того, чтобы ваша иммунная система оставалась здоровой.

 

Вопрос 1 Что такое иммунная система?

«Клетки» являются основными строительными блоками всех животных, растений и микроорганизмов (бактерии, грибы и пр.). Каждый орган в нашем организме состоит из клеток: тех, которые определяют этот орган (например, нервные клетки в головном мозге, мышечные клетки в сердце), и тех, которые поддерживают работу органа, таких как кровеносные сосуды и клетки иммунной системы. Иммунная система защищает нас от инфекции, контролирует рост аномальных клеток и помогает восстановить и исправить повреждение, которое происходит в организме.

Наша иммунная система представляет собой сложную сеть органов, клеток и молекулНаша иммунная система состоит из физических барьеров и нескольких типов иммунных клеток и органов. Физические барьеры (например, маслянистый слой на поверхности кожи, слизистая оболочка носа, легких, кишечника и желудочный сок) являются основной частью иммунной системы, препятствующей попаданию вредителей в организм.

Клетки, которые участвуют в работе иммунной системы, в основном, вырабатываются костным мозгом. Костный мозг – это мягкая губчатая ткань, которая находится внутри крупных костей. Он действует как фабрика, в которой «стволовые» клетки вырабатывают постоянный запас клеток крови; красные кровяные клетки служат для переноса кислорода, тромбоциты чинят протекающие кровеносные сосуды и белые кровяные клетки. Белые кровяные клетки (или иммунные клетки) борются с инфекцией, обнаруживают и ликвидируют аномальные клетки в организме. Существует много различных типов белых кровяных клеток иммунной системы, которые эволюционировали для выполнения различных заданий. Например, некоторые белые кровяные иммунные клетки прекрасно приспособлены для борьбы с бактериальными инфекциями (такими как нейтрофилы), тогда как другие иммунные клетки лучше подходят для борьбы с такими паразитами, как глисты (напр., эозинофилы). В ответе на вопрос 2 приведена более подробная информация о роли этих клеток.

Иммунные клетки циркулируют не только по всему организму через систему кровотока, но и по второй сети сосудов под названием «лимфатическая система». Лимфатическая система представляет собой набор трубок гораздо меньшего диаметра, но она проходит вдоль тех же транспортных магистралей, что и кровеносные сосуды. Лимфатические сосуды связаны с иммунной системой через серию лимфатических желез (или узлов) и лимфатических органов. Если считать белые кровяные иммунные клетки солдатами, то эти лимфатические узлы и органы выступают в роли армейских казарм. Лимфатические органы показаны на диаграмме: в их число входит селезенка, миндалины, лимфатические узлы, но иммунные клетки также собираются в специальных местах в различных органах (например, в пейеровых бляшках в кишечнике). В совокупности, эти местоположения составляют лимфатическую систему. Иммунные клетки постоянно циркулируют в крови, ненадолго задерживаясь в этих лимфатических органах, где они могут обмениваться информацией об инфекциях и аномальных клетках с тем, чтобы подготовиться к борьбе с инфекцией в следующий раз, когда встретят ее. Это — место, где клетки иммунной системы узнают о прививках (например, от дифтерии и столбняка) и причина того, почему вы испытываете ощущение «раздутых гланд» в шее, когда страдаете от простуды.

Вопрос 2 Какие клетки играют важную роль в иммунной системе?

Как клетки взаимодействуют между собой в иммунной системе?

castle webИммунная система подобна армии, защищающей замок.Иммунную систему можно представить себе в виде армии, защищающей замок от захватчиков.

Сам по себе замок является очень важной частью иммунной защиты, при этом кожа и слизистая оболочка рта, кишечника, носа и легких выступают в качестве стен этого замка.

Существует несколько типов белых кровяных клеток, которые специализируются на различных способах борьбы с инфекцией.

  • Некоторые клетки действуют как солдаты или пехота: их много, их ряды быстро развертываются с тем, чтобы встретить инфекцию первыми, но они не нацелены на определенную мишень или не контролируют иммунный ответ. Среди белых кровяных клеток, ведущих себя подобным образом, так называемые естественные киллеры, нейтрофилы и гранулоциты.
  • Сержантами иммунной системы являются такие клетки, как моноциты и макрофаги. Этих клеток меньше, но они играют важную роль при контроле иммунного ответа на линии фронта. Некоторые макрофаги превращаются в клетки, называемые дендритные клетки; они похожи на шпионов иммунной системы. Они собирают информацию об инфекции или аномальных клетках и показывают ее другим иммунным клеткам, чтобы проинформировать их об угрозе.
  • Наиболее специализированными клетками иммунной системы являются лимфоциты. Лимфоциты редко встречаются в крови, но их роль чрезвычайно важна в месте появления инфекции или раковой опухоли, где они помогают иммунной системе определить конкретную цель для уничтожения. Лимфоциты используют два различных инструмента для выявления целей; В-лимфоциты выступают в роли лучников. Они вырабатывают антитела, небольшие белки, которые дрейфуют по всему организму, и четко распознают определенный вид инфекции или аномальной клетки. Когда антитело прикрепляется к цели, оно действует как флаг и привлекает внимание других иммунных клеток, разрушающих затем аномальные клетки или бактерии. Вакцины дают указание В-лимфоцитам вырабатывать антитела против конкретного вредителя или вируса. Они, однако, настолько специфичны, что даже небольшие изменения в микроорганизме-вредителе или аномальной клетке приводят к тому, что антитело не действует в отношении них. Именно поэтому нужно получать новую прививку от гриппа каждый год: так как вирус гриппа эволюционирует и меняется, наш организм должен развиваться и менять вакцину, чтобы обеспечить свою защиту.
immune cellsРазличные типы клеток крови иммунной системы
  • Т-лимфоциты являются вторым видом лимфоцитов, который состоит из двух особых групп: командиры и спецназовцы. Т-лимфоциты не создают антитела, но вырабатывают подобный им вид белка, прикрепляющийся к внешней стороне Т-лимфоцита, который затем используется как фонарик для исследования каждой клетки, с которой соприкасается Т-лимфоцит. Некоторые Т-лимфоциты (называемые «CD4») выступают в качестве командиров иммунной системы. Они дают указания иммунной системе атаковать или отступать. Больные ВИЧ/СПИДом теряют эти Т-лимфоциты вида CD4, и поэтому вся иммунная система у них не действует. У больных ВИЧ/СПИДом развиваются различные виды рака, и, что удивительно, если мы сможем вылечить ВИЧ/СПИД с помощью противовирусных препаратов и восстановить Т-лимфоциты вида CD4, вполне возможно излечение этих больных от рака.
  • Другой вид Т-лимфоцитов (CD8) действует как спецназ: после распознания клеток-мишеней они применяют различные виды оружия для поражения цели. Именно эти Т-лимфоциты типа CD8, по-видимому, являются наиболее важными клетками для уничтожения раковых опухолей.

 

Вопрос 3 Как иммунные клетки узнают, кого атаковать: кто свой, а кто чужой?

passport please«Предъявите паспорт»Иммунная система эволюционировала в течение длительного периода времени, адаптируясь к бесконечной гонке вооружений против инфекций и аномальных клеток. В ходе этой эволюции развивались также методы распознания иммунными клетками. Более простые клетки иммунной системы автоматически распознают вторжение бактерий, но для обнаружения вирусов и раковых клеток используются наиболее специализированные клетки иммунной системы, В - и Т-лимфоциты, которые отвечают за функцию изучения и распознавания новых целей.

Это выглядит, как пограничный пропускной пункт: «Предъявите паспорт», — говорит лимфоцит. Каждый раз, когда В - или Т-иммунная клетка встречает любую другую клетку, лимфоцит запрашивает идентификационные характеристики клетки, сопоставляя белки на внешней стороне клетки. Если лимфоцит распознает клетку как «друга», то ей разрешено проходить; однако, если белки на поверхности клетки являются аномальными, лимфоцит идентифицирует клетку как «чужую». Лимфоцит, который поднимает тревогу, включает свои собственные системы атаки, также посылая сигналы о помощи в остальные части иммунной системы.

Вопрос 4 Как иммунная система учится отличать друга от врага?

Это происходит на протяжении всей жизни в ходе медленного процесса. Когда мы рождаемся, у нас не существует никакого противодействия микроорганизмам во внешнем мире; вот почему так важно проводить вакцинацию против болезней для защиты детей, обладающих очень слабой иммунной системой. В период нашего взросления мы сталкиваемся с большим количеством микроорганизмов, вирусов и других проблем, и наша иммунная система учится и приспосабливается к этому. Именно поэтому мы получаем вакцины в детстве, пока иммунная система учится, и сможет защищать нас всю жизнь от некоторых заболеваний.

immune-system learningЛимфоциты учатся тому, кто является другом, а кто — врагом.

Лимфоциты — это клетки иммунной системы, которые участвуют в процессе этого обучения. Как было упомянуто выше, лимфоциты распознают другие клетки, опрашивая белки на поверхности клеток. Другие клетки нашей иммунной системы (такие как дендритные клетки, упомянутые выше) могут научить лимфоциты тому, кто является другом, а кто врагом, удерживая частички этих белков для изучения. Лимфоциты могут запомнить эти идентификационные характеристики на всю жизнь, защищая нас от инфекций и понимая, кто является другом, а кто — врагом.

Вакцина действует именно таким образом. Вакцина, как правило, представляет собой ослабленную или мертвую форму вируса, от которой нельзя заболеть, но которая научит иммунную систему распознавать инфекцию и бороться с ней. Если вы позже будете инфицированы этим определенным вирусом, ваша иммунная система будет уже знать, как бороться с ним, и убьет вирус прежде, чем вы заболеете.

Таким же образом лимфоциты могут распознавать раковые клетки или нормальные человеческие клетки, инфицированные вирусами. В то время как эти атипичная клетка выглядит зачастую как нормальная человеческая клетка, вирус или изменения в белках, вызванные раковой опухолью, способствуют появлению небольших изменений в белках на поверхности клетки. Иммунная система настолько чувствительна, что может обнаружить эти небольшие изменения и, следовательно, распознать инфицированные или злокачественные клетки.

Вопрос 5 Как контролируется иммунная система?

Основные клетки иммунной системы выполняют простую работу: циркулируют в организме, обнаруживают вредителей и убивают их. У нейтрофила весьма простая жизнь.

handshakes

Сложные клетки иммунной системы, такие как лимфоциты, проходят сложный процесс контроля, по понятным причинам: они могут включить сигнал будильника, который приводит полномасштабный иммунный ответ в движение. После того, как лимфоциты распознают другую клетку («предъявите паспорт»), их ответ на это опознание проходит проверку путем десятка дальнейших «рукопожатий», проверяется и перепроверяется в контрольных точках. Эти контрольные точки эволюционировали с тем, чтобы обеспечить надлежащий иммунный ответ, который никогда не происходит без причины.

Эти контрольные точки представляют собой пары из белков, которые выстраиваются друг напротив друга при контакте поверхности лимфоцита с поверхностью клетки, которую он опрашивает \ [см. рисунок]. В конце этого контакта выносится решение: лимфоцит либо включает сигнал тревоги для отправки иммунного ответа и пытается убить клетку, находящуюся перед ним, либо удостоверяется, что другая клетка не опасна и пропускает ее, но, самое главное, дает «зеленый свет» в будущем всем подобным клеткам.

Некоторые из белков контрольных точек очень важны при лечении рака (CTLA4, PD1 и PD-L1), а остальные в настоящее время интенсивно исследуется с тем, чтобы найти способ сделать их мишенями лимфоцитов и помочь больным раком.

Вопрос 6 Что происходит, когда иммунная система становится гипоактивной?

Чтобы функционировать должным образом, иммунная система должна отличать «хорошие» клетки (здоровые клетки) от «плохих» клеток (вредителей, клеток, инфицированных вирусами или раковых клеток). Если иммунная система ослаблена, она не сможет распознать или не сможет эффективно бороться с «плохими» клетками. Это означает, что вы, с большей вероятностью, заразитесь инфекцией или заболеете раком. Примеры ситуаций, когда иммунная система малоактивна, включают больных ВИЧ/СПИДом, людей, принимающих иммунноподавляющие препараты при пересадке органов (например, пересадке почки) или принимающих долгосрочные стероиды для лечения таких заболеваний, как хронический бронхит.

Вопрос 7 Что произойдет, если иммунная система станет гиперактивной?

Если иммунная система становится неконтролируемой, но гиперактивной, она может начать принимать нормальные клетки человека за «плохие» клетки и нападать на здоровые клетки. Это может вызвать целый ряд проблем, в зависимости от того, какую часть организма иммунная система начинает неправильно атаковать. Например, если иммунная система распознает клетки кожи, то может развиться дерматит (воспаление кожи). Если клетки в кишечнике становятся мишенью, тогда может возникнуть язвенный колит или болезнь Крона (формы воспалительного заболевания кишечника).

Аллергические реакции также могут быть вызваны гиперактивной иммунной системой, но в данном случае иммунная система неадекватно признает внешнее безвредное вещество (например, пыльцу, арахис и клейковину) вредным и активирует ложный иммунный ответ.

Вопрос 8 Каким образом иммунная система сражается с раком?

У нее это хорошо получается. Как правило, мы не обращаем вниманиея на то, насколько хорошо иммунная система защищает нас от рака. Лимфоциты распознают клетки по небольшим фрагментам белка на их поверхности («предъявите паспорт»). Раковые клетки, практически, идентичны нормальным клеткам человека, но имеют белки на своей поверхности, немного отличающиеся от тех, которые присутствуют на здоровых клетках. Этого достаточно, как правило, для того, чтобы лимфоцит распознал пораженную клетку и вызвал иммунный ответ, который позволяет иммунной системе уничтожить растущие раковые клетки. Это — очень эффективный процесс: иммунная система находит и уничтожает практически все виды рака по мере их развития. Эффективность иммунной системы при выполнении этого надзора и контроля развития раковых опухолей, к сожалению, хорошо видна у людей, страдающих иммунодефицитом (см. выше).

Вопрос 9 Каким образом рак избегает идентификации иммунной системой?

Зная, что иммунная система уничтожает практически все виды раковых опухолей в процессе их развития, становится понятно, что каждая раковая опухоль, достаточно большая для обнаружения на снимках или по симптомам, каким-то образом избежала идентификации иммунной системой в какой-то момент своего развития. Существует много различных способов, с помощью которых раковые клетки избегают идентификации иммунной системой; поскольку иммунная система развивается и учится, таким же образом поступает и каждая раковая опухоль.

Один из способов, которым раковые клетки могут блокировать действие иммунной системы, заключается в использовании некоторых белков контрольных точек для выключения ответа клеток иммунной системы. Например, раковые клетки могут отображать один из белков контрольных точек под названием PD-L1 на своей поверхности. PD-L1, в большинстве случаев, используется нормальными клетками, чтобы сигнализировать, что они здоровы и не должны быть уничтожены иммунной системой. В этом случае, раковые клетки используют естественную маскировку, чтобы обмануть иммунную систему, которая посчитает их нормальными клетками.

Вопрос 10 Что делать для укрепления иммунной системы?

Хотя существует много продуктов, диет, универсальных патентованных средств, добавок, практик, методов и народных средств, про которые говорят, что они «послужат мощным толчком для укрепления иммунной системы», на самом деле почти нет доказательств их эффективности.

Boost your immune system

Тем не менее, доказано, что ведение здорового образа жизни лучше всего способствует надлежащему функционированию иммунной системы. Следовательно, вы должны:

  • придерживаться сбалансированной диеты, которая включает много фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов и продуктов с низким содержанием насыщенных жиров;
  • регулярно выполнять физические упражнения;
  • поддерживать нормальный вес;
  • хорошо высыпаться;
  • употреблять алкоголь умеренно;
  • не курить, так как курение быстро отключает иммунную систему.
Стресс также может вызвать склонность к болезни, поэтому важно заботиться также и о своем психическом и эмоциональном здоровье.

Дополнительные ресурсы находятся здесь:
http://www.health.harvard.edu/staying-healthy/how-to-boost-your-immune-system

header logo en

How Does The Immune System Work

 
 
immunsystemWhen we talk about our “immune system” we are describing a wonderfully complex network of organs, cells and molecules that protect us from infection and disease.

When your immune system is working as it should, it recognises abnormal cells, harmful “bugs” (infectious organisms that can cause disease) and destroys them. “Bugs” include anything that can cause an infection, such as bacteria, viruses or parasites.

The immune system has also evolved to recognise and destroy cancer cells.

In this section you will find out how the immune system works, how it fights cancer and what you can do to keep your immune system healthy.

 

 

Question 1. What is the immune system?

“Cells” are the basic building blocks of all animals, plants and microorganisms (bacteria, fungi etc.). Each organ in our body is made of cells, both the cells that define that organ (e.g. nerve cells in brain, muscle cells in heart) but also the cells that support organ function, like blood vessels and immune cells. The immune system protects us from infection, controls abnormal cells from growing and helps repair and rebuild damage that occurs in the body.

Our immune system is a complex network of organs, cells and molecules.Our immune system is made up of physical barriers and several types of immune cell and organs. Physical barriers (e.g. the oily layer on top of our skin, the mucus lining of the nose, lungs, gut and stomach acid) are the most basic part of the immune system because they make it hard for bugs to get into our bodies.

The cells that contribute to the immune system are mostly derived from the bone marrow. Bone marrow is the soft material in the centre of large bones. It acts like a factory where “stem” cells produce an ongoing supply of blood cells:

  • red blood cells to carry oxygen
  • platelets to repair leaky blood vessels and  
  • white blood cells.

White blood cells (or immune cells) fight infection and detect and eliminate abnormal cells from your body. There are many different types of white blood immune cells that have evolved to do different jobs.

For example some white blood immune cells are well adapted to fight bacterial infections (e.g. neutrophils) whereas other immune cells are better at fighting parasites like worms (e.g. eosinophils). There is more information about what these cells do in the answer to Question 2.

Immune cells are moved around the body in the bloodstream but also in a second network of vessels called the lymphatic system. The lymphatic system is a much more delicate set of pipes, but runs along the same pathways as blood vessels. Lymphatic vessels connect the immune system via a series of lymph glands (or nodes) and lymphatic organs.

If white blood immune cells are soldiers then these lymph nodes and organs are like army barracks. Lymph organs are shown in the diagram above – and include the spleen, tonsils, lymph nodes, but immune cells also congregate in special areas in different organs (e.g. in Peyer’s patches in the gut). Together, these locations make up the lymphatic system.

Immune cells constantly circulate through the body, coming to rest in these lymphatic organs where they can share information about infections and abnormal cells so that they are ready to fight an infection the next time they meet it. This is where cells of the immune system learn about vaccinations (e.g. diphtheria and tetanus) and the reason why you experience “swollen glands” in your neck when you suffer a cold.

 

Question 2. Which cells are important in the immune system?

How do the cells in the immune system work together ?

castle webThe immune system is like an army defending a castle.You can think of the immune system as an army defending a castle from invaders. The castle itself is a very important part of our immune defence; in this case “the castle” is our skin, and the mucus lining on the mouth, gut, nose and lungs.

There are several types of white blood cells that have specialised in different ways to fight infection:

  • Some cells act like foot soldiers or infantry; there are lots of them, they deploy rapidly so they are the first cells to arrive at an infection, but they don’t target or control the immune response. Some kinds of white cells that behave like this are so-called natural killer cells, neutrophils and granulocytes.
  • The sergeants of the immune system are cells like monocytes and macrophages. There are fewer of these cells, but they play an important role in controlling the immune response at the battlefront. Some macrophages turn into cells called dendritic cells; these are like the spies of the immune system. They collect information about the infection or abnormal cells and show this to other immune cells to inform them of the threat.
  • The most specialized cells of the immune system are lymphocytes. Lymphocytes are rare in the blood but important at the site of infection or in cancers, where they help specifically identify the target for the immune system to destroy. Lymphocytes use two different tools to identify target:
  • B-lymphocytes are like archers. They produce antibodies, small proteins that float around the entire body that very specifically recognise a particular kind of infection or abnormal cell. When an antibody sticks to a target, it acts like a flag and attracts the attention of other immune cells that then destroy the abnormal cell or bacteria. Vaccines work by instructing B-lymphocytes to make antibodies against a particular bug or virus. These are so specific however, that even small changes in the bug or the abnormal cell mean that the antibody doesn’t work. For example this is why you need to take a new flu shot every year; as the influenza virus evolves and changes, so to must we evolve and change the vaccine to give us protection.
immune cellsDifferent types of blood cells of the immune system
  • T-lymphocytes are the second kind of lymphocyte, and come in two super special groups; commanders and commandos. T-lymphocytes don’t make antibodies, rather they make a similar kind of protein that sticks to the outside of the T-lymphocyte that is then used like a flashlight to examine each cell that the T-cell comes in contact with. Some T-lymphocytes (CD4) act as commanders of the immune system. They tell the immune system when to attack and when to retreat. People suffering HIV/AIDS lose these CD4 T lymphocytes and so their entire immune system is affected. People with HIV/AIDS suffer many cancers, and amazingly, if we can treat the HIV/AIDS with anti-viral drugs and restore the CD4-T-lymphocytes, then these people can see their cancers be cured. The other kind of T-lymphocytes (CD8) are like commandos; when they recognise a target cell they deploy a range of weapons to directly kill the target. It is these CD8-T-lymphocytes that appear to be the most important cells for killing cancers.

 

Question 3. How do immune cells recognise whom to attack; who is friend-or-foe?

passport please"passport please"Our immune systems have evolved over a long period of time, adapting in a never-ending arms-race against infections and abnormal cells. Part of this evolution has been in the way that immune cells recognise that something is wrong. The simpler cells of our immune system automatically recognise invading bacteria, but to detect viruses and cancer cells the most specialised cells of the immune system, the B and T lymphocytes have evolved ways to learn and recognise new targets.

Imagine this as a border sentry guard; “passport please”, asks the lymphocyte.

Each time a B or T-immune cell meets any other cell, the lymphocyte interrogates the identity of the cell by trying to match the proteins displayed on the outside of the cell. If the lymphocyte recognises the cell as “friend” then it is allowed to pass; if however the proteins on the surface of the cell are abnormal, then the lymphocyte identifies the cells as “foe”. The lymphocyte then raises the alarm, switching on its own attack systems but also sending off signals for help from the rest of the immune system.

Question 4. How does the immune system learn to recognise friend or foe?

By a slow, life-long process: When we are born we have had no exposure to bugs in the outside world; that is why it is so important to have everyone vaccinated against diseases to protect babies who have very weak immune systems. As we grow up, we experience more and more bugs, viruses and other challenges and our immune system learns and adapts with this. That is why we give vaccines in childhood because the immune system is learning, and can protect us for life from some diseases.

immune-system learningLymphocytes are learning who is friend and who is foe.

The cells of the immune system that do this learning are the lymphocytes. As we mentioned above, lymphocytes recognise other cells by interrogating proteins on the surface of cells. Other cells in our immune system (such as dendritic cells mentioned above) can teach lymphocytes who is friend and who is foe, by holding up pieces of these proteins for them to examine.

Lymphocytes can then remember these identifications for our whole life, protecting us from infections and understanding who is friend and who is foe. This is why vaccines work. A vaccine is usually a weakened or dead form of a virus that won’t make you sick, but will teach your immune system how to recognise and fight that infection. If you are later infected by that particular virus, your immune system already knows how to fight it and will kill the virus before it can make you sick.

This is also how lymphocytes can recognise cancer cells, or normal human cells infected with viruses. While these abnormal cells looks mostly like a normal human cell, the virus or the changes to proteins caused in cancer can make tiny changes to the proteins on the surface of the cell. The immune system is so sensitive that it can detect these tiny changes and therefore can recognise cells that are infected or cancerous.

Question 5. How is the immune system controlled?

Many of the more basic cells in the immune system just do their job without too much subtlety; run around, find bugs, kill them. Life is simple when you are a neutrophil.

handshakes

The more sophisticated cells of the immune system like lymphocytes are under highly complex control, understandably so, because they can set off the alarm that sets a full-blown immune response into motion. After lymphocytes recognise another cell (“passport please”) their response to this recognition is influenced by dozens of further “handshakes”, a whole committee of checks and double-checks. These “checkpoints” have evolved to ensure that immune responses are always appropriate, and never occur without a good reason.

These checkpoints are pairs of proteins that line-up and face-off against each other when the surface of the lymphocyte and the surface of the cell it is interrogating are in contact. At the end of this arm-wrestle, a committee decision is made; either the lymphocyte turns on the alarm to set off an immune response, and tries to kill the cell in front of it, or the lymphocyte is satisfied that the other cell is not dangerous, allows it to pass, but most importantly allows all future identically identifying cells a “free pass”.

A few of the checkpoint proteins have become very important for the treatment of cancer (CTLA-4, PD-1 and PD-L1) and the remainder of them are being enthusiastically investigated to see if they too can be targeted to help people with cancer.

Question 6. What happens if the immune system becomes underactive?

To work properly, your immune system needs to be able to tell the difference between ‘good’ cells (your own healthy cells) and ‘bad’ cells (bugs, human cells infected with viruses or cancer cells). If you have a weakened immune system, it will not recognise or fight the ‘bad’ cells as well as it should. This means that you are more likely to get infections or to develop cancer. Examples of situations where your immune system is underactive include people suffering HIV/AIDS, people taking immune suppressing drugs to allow an organ transplant (e.g. a kidney transplant) or people taking long-term steroids to treat diseases e.g. chronic bronchitis

Question 7. What happens if the immune system becomes overactive?

If your immune system becomes uncontrolled but overactive, it could start mistaking normal human cells for ‘bad’ cells and start attacking healthy cells. This can cause a number of problems, depending on which part of the body the immune system starts incorrectly attacking. For example, if the immune system recognises skin cells then one can develop dermatitis (inflammation of the skin). If cells in your gut become targets, then ulcerative colitis or Crohn’s disease (forms of inflammatory bowel disease) can occur. A number of other so-called “auto-immune” diseases can occur.

Allergic reactions are also caused by an overactive immune system but in this instance the immune system inappropriately recognises an external harmless substance (e.g. pollen, peanuts, and gluten) as being harmful and incorrectly activates the immune response.

Question 8. How does the immune system fight cancer?

Almost perfectly. We are generally oblivious to how well the immune system protects us from cancer. Lymphocytes recognise cells by the small fragments of protein displayed on their surface (“passport please”). Cancer cells are almost identical to normal human cells, but will display slightly different proteins on their surface from those on healthy cells. This is usually enough for the lymphocyte to recognise the affected cell and trigger the immune response which allows the immune system to destroy the evolving cancer cells. This is a highly efficient system, and the immune system finds and destroys almost all cancers as they develop. The effectiveness of the immune system in performing this surveillance and control of developing cancers is unfortunately well illustrated in people suffering immunodeficiency (see above).

Question 9. How does cancer evade the immune system?

Knowing that the immune system eliminates almost all cancers as they develop, we now understand that every cancer that actually grows to be big enough to be found by scans or symptoms has somehow evaded the immune system at some point in its evolution. There are many different ways that cancer cells learn to evade the immune system, but as the immune system evolves and learns, so too does each cancer.

One of the ways that cancer cells can block the effects of the immune system is to use some of the checkpoint proteins as ways to turn off immune cells. For example they can display one of the checkpoint proteins called PD-L1 on their surface. PD-L1 is mostly used by normal cells to signal that they are healthy and should not be destroyed by the immune system. In this case, the cancer cells are using a natural camouflage to trick the immune system into thinking that they are normal.

Question 10. What can I do to boost my immune system?

Although there are many products, diets, nostrums, supplements, practices, methods and concoctions that claim to “boost your immune system”, there is not much evidence that they help.

Boost your immune systemThere is evidence however that maintaining a healthy lifestyle is the best way to keep your immune system working well. You should therefore:

  • eat a balanced diet that includes plenty of fruits, vegetables and whole grains, and is low in saturated fat
  • exercise regularly
  • maintain a healthy weight
  • get plenty of sleep
  • drink alcohol in moderation only
  • do not smoke – smoking rapidly disables the immune system

Stress can also make you more prone to illness, so it is important to look after your mental and emotional health too.

Additional resources include:
http://www.health.harvard.edu/staying-healthy/how-to-boost-your-immune-system